Главной целью артикуляционной гимнастики является решение проблем с произношением звуков, выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
Благодаря комплексным упражнениям у детей укрепляются мышцы щек, губ, языка, повышается подвижность челюсти и мягкого неба, развивается координация движений и закрепляется умение удерживать артикуляционный аппарат в нужной позиции.
В этой области с детьми работает как логопед, так и воспитатель. И, следует заметить, что воспитатель проводит с детьми гораздо больше времени, поэтому у него больше возможностей на успешный результат. На групповом занятии важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Если он не справляется – предложить ему дополнительные упражнение. Если упражнения не вызывают у него сложности, то их следует усложнить.
Начинать артикуляционную гимнастку следует в 1-3 лет. В зависимости от возраста детей она носит разные функции:
- Профилактическая;
- Коррекционная;
- Диагностическая.
По времени артикуляционная гимнастика не должна превышать 10 минут. Обязательно на занятии нужно использовать зеркало, чтобы ребенок наглядно видел органы, с которыми работает. Упражнения в игровой форме воспринимаются детьми гораздо лучше, но необходимо всегда следить за правильностью выполнения заданий. Также очень важна регулярность занятий, постоянство –залог успеха!
Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике должен содержать в себе не меньше 4–5 заданий, но переутомлять детей тоже не стоит. Ниже мы хотим поделиться с вами несколькими упражнения по развитию речи у детей.
Барабанщик
Цель: отработка звука [д].
В начале нужно дать детям послушать звучание барабана. Следует обратить их внимание на то, что он звучит ритмично и четко. Далее ребята должны имитировать звучание барабана с помощью язычка. Необходимо улыбнуться, приоткрыть рот, а языком упереться в бугорки над верхними зубами. Губы и рот должны оставаться в таком положении до окончания выполнения упражнения.
По команде воспитателя дети начинают постукивать язычком, произнося при этом звуки [д-д-д-д-д]. В начале надо делать это медленно, а затем убыстрять темп (так чередуется несколько раз).
Парашют
Цель: учить создавать воздушную струю, необходимую для произнесения шипящих и звуков [р], [р’].
Упражнение можно начать с загадки:
Спрыгнул с вертолета вниз —
На цветке большом повис.
Как земли коснешься,
То цветок свернется.
Чтобы изобразить парашют детям нужно положить на кончик носа маленький шарик из ваты. Язык сложить в форме «чашечки», высунуть его вперед и прижать к верхней губе.
Задание игры — попытаться сдуть ватку с носа таким образом, чтобы она подлетела вверх, а затем опустилась на стол.
Комарик
Цель: отработка произношения звука [з].
Воспитатель читает детям отрывок из сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха»:
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик.
И в руках его горит
Маленький фонарик.
Затем следует напомнить, как выглядит комар и спросить, какие звуки он издает. Чтобы правильно воспроизвести этот звук, детям нужно открыть рот и растянуть губы в улыбке. Затем поднять язык за верхние зубы и длительно протяжно произнести звук [з]. Важно следить за тем, чтобы рот все время был открыт. Если будет трудно удерживать его в таком положении, можно помочь себе пальцами.
Молоток
Цель: подготовка к произношению звука [р].
В начале дети должны отгадать загадку:
Инструмент в хозяйстве нужен.
Очень он с гвоздями дружен.
Им я гвозди забиваю.
Папу с мамой забавляю.
Затем они должны постучать языком как молоточком. Для этого необходимо открыть рот, а языком упереться в верхние зубы. Стучать нужно ритмично, создавая легкую вибрацию. Надо следить, чтобы кончик языка не опускался вниз и не высовывался изо рта. После 6 – 7 ударов необходимо передохнуть и повторить снова.